В настоящее время неприспособленность к независимой жизни – одна из самых серьезных проблем, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети и подростки в особенности с ментальными нарушениями (далее – реабилитанты). Проблема социализации и бытовой адаптации данной категории граждан является наиболее значимой в процессе их жизнедеятельности.
Для того, чтобы помочь реабилитантам преодолеть трудности в самообслуживании, обрести максимально возможную независимость для удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя без посторонней помощи разработана программа по социально-бытовой реабилитации в условиях тренировочной квартиры с элементами сопровождаемого проживания для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей (далее – программа).
Многие реабилитанты не только не адаптированы в обществе, но и не приспособлены к самообслуживанию и социально — бытовой адаптации. По данной программе они будут осваивать навыки, необходимые для максимально возможной самостоятельной жизни.
Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения реабилитантов в современном обществе. Одним из способов улучшения качества жизни реабилитантов является повышение уровня их социальной адаптации в обществе, что возможно только при определенном уровне знаний об обществе и умений достойно жить в нем.
Программа включает в себя два раздела:
-
Социально-бытовая ориентировка.
-
Подготовка к самостоятельной жизни.
Программа адаптирована к реабилитантам с различными нарушениями функций организма: зрение, слух, опорно-двигательный аппарат, интеллектуальная недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Последовательное изучение разделов программы обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у реабилитантов необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире.